Выпускник Еврошкол Антон Барбашин предлагает отчет о своей первой поездке в Грузию "Грузия - реформы и традиции".
Грузия - реформы и традиции
Начну с начала. Вот уже второй год в Грузии проходит Международный форум студенческих союзов и молодежных организаций (Georgian International Forum of Student Unions - GIFSU), куда руководство студенческого самоуправления Тбилисского государственного университета, вместе с Министерством спорта и молодежной политики приглашают порядка сотни участников со всего мира, и, конечно же, ребят из Грузии. Получается такая международная «сборная» активных молодых лидеров, которые в течение 5 дней знакомятся с новой грузинской реальностью: встречаются с менеджерами разных уровней, проходят тренинги, осваивают масштабную культурную программу и, безусловно, общаются в новом туристическом центре – в Батуми на берегу Черного моря.
В этом году мне довелось попасть на этот форум, чтобы “без купюр” понять, что и как сегодня происходит в Грузии. В двух словах об участниках: конечно организаторы хотели привлечь как можно больше участников со всего мира, но, так или иначе, получилось, что именно у Восточной Европы «плюс» было самое внушительное представительство: приехало многополяков, украинцев, литовцев, по нескольку делегатов прислали Болгария, Эстония, Румыния, Венгрия. Хотя стоит отметить и участие Германии, Голландии, скандинавских стран и даже Люксембурга. В итоге всего на форуме были представители свыше 30 разных стран. От России в этом году приехали двое - я и коллега из Ижевска, Средний возраст участников – 22-23 года, в большинстве своем это активисты студенческих союзов.
Первые впечатления по спуску с трапа самолета: дорога до Тбилиси напомнила родные дороги в Новосибирске. Не сказать, что все плохо, но и не автобан никак. На дорогах одни “немцы”, за редким вкраплением стареньких жигулей, волг и нив. Картина движения в Тбилиси напоминает ситуацию дома: много машин, мало парковочных мест и дороги, не рассчитанные на такое движение. Сам город, мне, к сожалению, подробно рассмотреть не удалось, так как уже вечером мы направились в Батуми, но, заметить присутствие российского бизнеса мне удалось. ВТБ банк, авиакомпания S7, множество офисов Билайн, заправки Лукойл, и еще несколько громких имен отечественного бизнеса не могли не порадовать своим присутствием. Политика политикой, а бизнес есть бизнес. Уже потом выяснилось, что и крупнейшие в Грузии энергетические компании так же уходят корнями в Россию, что, как мне видится, очень положительный момент, но я вернусь к этой мысли чуть позже.
По дороге из Тбилиси в Батуми помимо окрестных красот и живописной природы я увидел яркое и бросающееся в глаза доказательство желания Грузии быть не просто маленькой страной на Кавказе: все указатели, информационные щиты и таблички выполнены на грузинском и английских языках, даже повороты на самые маленькие деревушки отмечены яркими цветами новых табличек. Желание Грузии стать туристически привлекательной страной хорошо заметно и вполне объяснимо с учетом тех рекреационных ресурсов, которыми она располагает, и в особенности тех, которыми она не располагает, таких как сырье или промышленность. Батуми как раз громко заявляет о готовности принять туристов любого уровня достатка и вкуса. Прибрежная линия города является прямым доказательство сработавшей ставки на либерализацию экономических отношений, упрощение процедур регистрации и ведения бизнеса. Инвестиции пришли вместе с оригинальной архитектурой крупных гостиничных сетей: Sheraton, Marriott, Radisson и еще несколько десятков местных, не менее роскошных отелей, создают очень привлекательную картину береговой линии. Но справедливости ради надо отметить, что «рай у берега» заканчивается очень быстро, как только углубляешься в город, где много ветхого жилья, старых добрых хрущевок без современной инфраструктуры. Конечно же, проект «Батуми» пока ограничен географически, но сам факт создания туристического центра весьма любопытен и привлекателен.
Вернусь к форуму. Для нас подготовили очень внушительную программу с участием и презентациями чиновников высокого уровня – от заместителя министра спорта, который почти все время провел с участниками форума, до генерального прокурора страны и министра юстиций.
Нам представили картину изменений в стране после 2003 года. Не удивительно, что каждая из презентаций начиналась с жесткой критики всего до 2003 и абсолютным успехом всего, что было после. Конечно же, нет ничего однозначного в истории Грузии, как и нет ничего однозначного в истории любой другой страны. Поэтому я хотел понять объективную картину происходящего со своими плюсами и, конечно же, минусами.
Прежде всего грузины гордятся реформой полиции и успехами в борьбе с коррупцией. Безусловно, то, что сделали после «революции роз» стоит особо изучать и анализировать. В условиях тотальной коррупции и криминализации государственных структур (как об этом говорили сами лекторы) невозможно было строить новое государство, поэтому структурная реформа полиции стала совершенно логичным шагом. Грузины подошли к вопросу очень просто: взяли и уволили 80 тысяч сотрудников, и фактически заново определили правила поведения и цели работы органов безопасности и правопорядка, сделав поддержание закона главным приоритетом. Западная концепция «Zero Tolerance» («нулевая терпимость») была здесь комплексно применена. Ее суть заключается в так называемой нулевой терпимости к правонарушениям, как внутри органов, так и в обществе. Особое место в реформировании органов заняла война с «ворами в законе», которых в Грузии после распада СССР оказалось наибольшее количество, как в процентном соотношении, так и в абсолютных цифрах. Со времени «революции роз», по словам заместителя генерального прокурора Грузии, было отправлено за решетку подавляющее большинство «авторитетов». Дальше практика нулевой терпимости коррупции была применена к сфере здравоохранения и образования.
Вторым шагов стало создание качественно новой, современной системы государственных услуг, регистрации и получения любого рода справок. Для этого были созданы Public Service Halls – единые центры государственных услуг, где любой желающей может в кротчайшие сроки получить любую справку, выписку и т.д. В Батуми мы как раз побывали в одном из таких Центров, и я должен признаться, оборудован он очень хорошо, все базы данных электронные, нет проблем с бумажками, да и сами процедуры очень просты.
Третьим шагом «команды-2003» стало привлечение инвестиций, для чего была проведена либерализация экономики. Все, кто хотел организовать свой бизнес в Грузии, были предложены выгодные условия. Изначально, ставка была сделана на простоту процедур организации бизнеса и пониженные налоговые ставки, но сегодня налоговая политика меняется, в первую очередь по причине дороговизны тех реформ, которые проводит государство.
Первое, что мне пришло в голову, после прослушивания крайне позитивных выступлений, - откуда в Грузии нашлось столько денег в 2003 году для запуска системных реформ, при том, что ВВП страны неуклонно подал с 1988 года. Ответ был прямолинеен – «от доноров». Да, никто не скрывает, что после 2003 года страну поддержали многие правительства по всему миру и финансово вложились в новую Грузию. В первое время после революции даже зарплаты чиновникам выплачивали из бюджета третьих стран.
Говорили также немало и о реформе образования, направленной на взращивание новых специалистов, которые завтра должны обеспечить конкурентоспособность грузинской экономики. Пообщавшись со студентами грузинских вузов, становится видна на практике ориентация университетов на максимальное вовлечение студентов в общеевропейские практики обменов, совместных программ и различных форумов.
Мне, как гражданину России, было важно понять, как сегодня в Грузии воспринимают Россию и русских, как относятся к русскому языку, русской традиции и культуре. Я и мои сверстники из Грузии и других стран бывшего СССР выросли в совершенно разных странах в условиях, когда каждое государство искало пути к самоопределению и порой прибегало к отрицанию общей истории, прошлого и «дружбы народов». Но картина в Грузии представилась мне несколько иной. В один из вечеров я поймал себя на мысли, что общаюсь с латышами, эстонцами, казахами, армянами, азербайджанцами, украинцами и грузинами только на родном языке, и это не вызывается ни у кого дискомфорта ни напряжения. Конечно, не все ребята моего поколения знают русский, но все еще большинство. И, что стало откровением, русского языка им не хватает.
Один из организаторов конференции, сказал мне: «Я считаю, это несправедливо, что у нашего поколения отняли русскую литературу». Грузины воспринимают русскую культуру как общее культурное наследие, которое было создано руками сотен народов, является общим достоянием, и ее восприятие без языка не может быть полноценным. Бескомпромиссная политическая направленность в сторону Запада не может восполнить или заменить ту культурную общность, единство традиций, географии и истории, которое складывалось веками. И это понимают в Грузии. Признаюсь, честно, правительство России не получает положительной оценки среди грузин, но русских там любят. Не раз я попадал в ситуацию, когда грузины, никак не связанные с мероприятием, узнавая, что я из России, были искренне рады встречи. И почти каждый сразу рассказывали о родственниках или друзьях, живущих в России.
От географии не убежишь, и поэтому связи, утраченные в силу событий последних 9 лет еще можно восстановить, преобразовать и реализовать в контексте сегодняшних общественных и экономических запросов. Для начала диалога требуется политическая воля, которой, к сожалению, пока нет.
Автор: Антон Барбашин