Еврошколы - твой шанс расширить горизонты
logo

  • »
  • »
  • »
  • Летняя Еврошкола 2020 – «невероятный синтез полезнейшей информации и теплой душевной обстановки»

Летняя Еврошкола 2020 – «невероятный синтез полезнейшей информации и теплой душевной обстановки»

Участие в Европейской школе с 25 по 28 августа 2020 года стало отличным завершением лета для почти 50 человек со всей России, а также студентов из Евросоюза. Европейская школа на этот раз состоялась в новом экспериментальном формате. Трансляция велась из двух студий, в Москве и Вильнюсе, отсюда же выступили со своими докладами спикеры школы. Российские участники присоединились к мероприятию онлайн, участники из Литвы имели возможность посетить студию в Вильнюсе лично.

Несмотря на дистанционный формат для большинства участников, организаторы мероприятия постарались сделать Еврошколу максимально приближенной к очной, наполнив ее не только интересными лекциями и дискуссиями экспертов, но и интерактивами с участниками. Как сказала одна из участниц летней Еврошколы София Шестакова из Кемерово, получился «невероятный синтез полезнейшей информации и теплой душевной обстановки».

Первую сессию летней Еврошколы 2020, посвященную отношениям между ЕС и Россией, провёл посол Евросоюза в Российской Федерации Маркус Эдерер. Председательство Германии в Совете ЕС обсуждалось на сессии со Стефаном Кордашем, заместителем руководителя политического отдела посольства Германии в России.

EU Study Weeks Summer Seminar 2020_01

На Еврошколе выступили несколько экспертов из Литвы. Винцентас Воболявичус, руководитель группы политических наук в Университете менеджмента и экономики ISM (Вильнюс), рассказал участникам о вашингтонском консенсусе и евроскептицизме в Центральной и Восточной Европе, об истории развития популизма и евроскептицизма в странах бывшего советского блока. Эгле Версецкайте-Гжешковяк, старший преподаватель в университете ISM, выступила с лекцией на тему «Развитие Европейского союза: история и структура». Особое внимание Эгле обратила на роль, которую сыграло советское прошлое в развитии постсоветских стран-членов ЕС.

Винцентас Воболявичус отметил высокий уровень подготовленности студентов и важность включения в программу тематических блоков региональной направленности: «Я был очень впечатлен работой студентов – их вовлеченностью и многочисленными вопросами во время семинара. Я убежден, что организаторы были правы, включив модули с более глубокой региональной направленностью в дополнение к общим панъевропейским темам. Акцент на регионы должен остаться частью будущих Европейских школ».

Людмила Бабынина, к.полит.н, руководитель Центра политической интеграции, внс Института Европы РАН, рассказала еврошкольникам о новом цикле развития интеграции в ЕС. Среди затронутых вопросов – формы преодоления демократического дефицита в ЕС, брексит и его последствия, новый состав Европарламента и Еврокомиссии.

Йолита Понс, глава политического отдела Представительства ЕС в России, познакомила еврошкольников с процессом принятия решений в Европейском союзе и обратила особое внимание участников на то, что фраза «Брюссель решил» на самом деле означает «27 стран-членов ЕС обсудили вопрос и пришли к выводу», а также, что процесс принятия решений очень сложный и продолжительный и занимает куда больше времени, чем пара заседаний. Студенты задали вопросы о том, насколько сложно институтам ЕС работать на 24 официальных языках одновременно и не влияет ли это на легальность переводных документов; зачем ЕС как наднациональной организации нужно свое Представительство в тех странах, где уже есть посольства стран-членов ЕС, и об актуальном – отношении Евросоюза к ситуации в Беларуси.

EU Study Weeks Summer Seminar 2020_02

Ярким моментом Еврошколы стала горячая дискуссия о том, как Европа справляется с экономическим кризисом. Спикеры Ингрида Шимоните, депутат Сейма Литовской Республики, министр финансов Литвы 2009-2012, кандидат на пост президента Литвы на выборах в 2019 году; Борис Грозовский, экономический обозреватель, автор Telegram-канала EventsAndTexts, и Том Хашимото, к.н. в финансовой экономике Оксфордского университета, директор магистерской программы по финансовой экономике в Университете менеджмента и экономики ISM (Вильнюс) обсудили экономическую политику ЕС в период пандемии, влияние социального капитала на последствия эпидемии в Европе. Дискуссия получилась серьезная и очень информативная.

Сразу несколько сессий было посвящено возможностям обучения в Европе и его составляющим. Алина Кислова, выпускница программ Erasmus, тренер коммуникационных программ и семинаров, выступила с презентацией, посвящённой образованию в Европе, в частности, программам Erasmus. Алина рассказала еврошкольникам о том, как найти и выбрать программу обучения, как подготовить необходимые документы и подготовиться к переезду самому, в чем плюсы учебы за границей и какие трудности могут возникнуть, а также о личном опыте, международной дружбе и «выходе из зоны комфорта». Она поделилась полезными советами для тех, кто стремится пройти обучение или стажировку в странах Евросоюза, и ответила на многочисленные вопросы участников школы. Еще одна сессия-дискуссия, в которой активное участие приняли сами еврошкольники, была посвящена преодолению межкультурных барьеров во время обучения, стажировок и просто путешествий в Европе. Уверены, что те советы и лайфхаки, которыми участники обсуждения поделились друг с другом, обязательно пригодятся им в будущем.

Как и любая Еврошкола, летнее мероприятие было насыщено интерактивными элементами. Несмотря на тысячи километров, которые разделяли участников Еврошколы, интерактивные сессии, ролевые игры, викторины и групповые домашние задания дали возможность участникам сблизиться, найти точки соприкосновения, отточить имеющиеся навыки или приобрести новые. Так, например, ролевая игра помогла одним участникам по-иному взглянуть на аргументы и доводы, которыми пользуются популисты, другим –  взвесить все «за» и «против» вступления своей воображаемой страны в ЕС или наоборот – выхода из ЕС, третьим – на ходу ловить все сильные и слабые стороны «представителей партий». Викторины определили самых эрудированных. К сессии про образование в Европе участники готовили домашние задания в группах: каждая из 7 групп должна была подумать над тем, как изменилось их представление о мире и они сами после путешествий в другие (в частности в европейские) страны и/или обучения по обмену. Ответы еврошкольники должны были представить в формате картинки или постера.

EU Study Weeks Summer Seminar 2020_03

Завершилась летняя Европейская школа 2020 мотивирующей речью известного журналиста Константина Эггерта, модератора всего мероприятия, которая, надеемся, вдохновит каждого еврошкольника искать свой путь и двигаться только вперёд.

Алина Просяная, участница школы из Воронежа, подчеркнула, что ей понравилась как содержательная, так и организационная составляющая Еврошколы. «Спикеры были подобраны изумительно. Мне безумно понравилось слушать каждого. Каждый внёс свой уникальный вклад в выстраивание представления о текущей ситуации на международной арене. Спикеры не только знают, о чём они говорят, они еще и могут очень интересно и грамотно преподнести слушателю информацию. Спасибо большое модератору за очень профессиональную работу. Спасибо за предоставленную возможность проявить себя как индивидуально, так и в групповой работе. Интерактивные сессии, викторины, домашние задания – всё это грамотно и гармонично вливалось в общую программу школы», – рассказала Алина.

«Еврошкола — это потрясающий и уникальный образовательный проект, который позволяет узнать много нового о Европейском союзе, его внешней и внутренней политики. Помимо этого, предоставляется прекрасная возможность вести прямой диалог с официальными лицами ЕС и другими экспертами. Такой опыт однозначно не забудется ещё очень долго, а полученные знания будут способствовать дальнейшим академическим и профессиональным достижениям!» – согласился с ней другой участник школы Антоний Жилкин из Санкт-Петербурга.

Илья Ульянов из Самары поблагодарил за «возможность немного приоткрыть завесу над процессом принятия решений в ЕС и обсудить актуальные проблемы с мировыми экспертами в рамках открытой, интеллектуальной и интересной дискуссии» и выразил надежду на очную встречу участников летней Еврошколы 2020: «Спасибо за опыт, друзей, знания и полезные связи (в хорошем смысле). До встречи за чашечкой кофе где-нибудь в Европе!»

Организаторы Еврошкол тоже не прощаются и говорят всем: «До встречи! В Европе, в России, на других мероприятиях, а также на ежегодных встречах выпускников Еврошкол! Остаемся на связи!»

 Фотографии и материалы летней Еврошколы 2020 можно посмотреть здесь.