Если что и заслуживает называться единством непохожих, то это не город, а парламент. А насколько различны между собой парламенты разных стран?
Конечно, есть формальные критерии: две палаты в парламенте или одна, сколько длится один созыв или какой барьер должна преодолеть партия, чтобы в этом парламенте оказаться. Но существуют ли негласные правила и особенности работы, которые отличают один законодательный орган от другого?
Мы постарались в этом разобраться на примере Европейского парламента с одной стороны и Государственной думы РФ с другой. Для этого мы обратились за комментариями к двум бывшим стажерам: Петару Таневу, который был стажером, а затем внештатным аналитиком в Европейском парламенте, и Ивану Болохову, работавшему помощником депутата в Государственной думе Российской Федерации.
Кто и как может стать депутатом?
Госдума
Государственная дума, как законодательный орган Российской Федерации, существует с 1993 года. Изначально период полномочий депутата составлял 4 года, но с 2011 года парламентариев выбирают на 5 лет.
Кандидатом в депутаты Госдумы может стать гражданин России и только России (двойное гражданство - повод для отказа в регистрации кандидата) старше 21 года.
Пока самым молодым депутатом стал представитель ЛДПР Василий Власов - в 2016 году, когда он впервые прошел в Госдуму VII созыва по партийным спискам, ему как раз был 21 год. Кстати, сейчас, уже в VIII созыве, он продолжает занимать должность депутата.
“По моим ощущениям, от созыва к созыву меняется около трети депутатского корпуса”, - прикидывает Иван Болохов. Обновление кадров средней интенсивности косвенно подтверждает статистика: средний возраст депутатов VIII созыва на момент избрания составил 53 года, на год больше, чем средний возраст депутатов VII созыва. При этом в результате последних выборов (VIII созыва) депутатский корпус обновился больше, чем обычно - почти на 50%.
В Госдуме мало женщин (по сравнению с общероссийской демографической картиной). В настоящий момент в последнем созыве только в одной фракции доля женщин превышает 25%: у партии “Новые люди” из 15 депутатов 4 женщины. А во фракции ЛДПР, например, женщин нет совсем.
Выборы в Госдуму проходят по смешанной системе: избиратель голосует, во-первых, за партию (которая формирует фракцию из своих членов), а во-вторых, за представителя по одномандатному округу. В результате одна половина депутатов - “списочники”, а вторая - “одномандатники”. Чтобы выдвинуться по одномандатному округу, необходимо собрать подписи избирателей и за очень короткий срок развернуть агитационную кампанию.
Выборы проходят одновременно на всей территории РФ. В 2021 году впервые выборы в Госдуму длились 3 дня, и у избирателей была возможность голосовать онлайн.
Европарламент
Выборы в Европарламент проходят раз в пять лет, причем происходят они по электоральным законам конкретной страны-члена Евросоюза (например, в большинстве стран голосовать можно с 18-летнего возраста, но в Германии, Австрии, Бельгии и на Мальте с 16-летнего, а в Греции с 17-летнего). Нет определенного дня голосования: выборы проходят в течение одной недели, конкретный день устанавливает каждое государство.
Тем не менее, к процедуре и кандидатам есть общие требования. Например, у евродепутатов тоже есть ограничения по гражданству - человек, претендующий на эту должность, не может быть гражданином страны, не входящей в ЕС.
Еще один важный общий принцип - репрезентативность: численность населения Германии в 150 раз больше, чем, скажем, Мальты, но оба эти государства должны быть услышаны в Европарламенте. Поэтому каждый созыв каждая страна ЕС направляет определенное количество представителей: пропорционально числу жителей, не менее 6 и не более 96 человек.
Национальными законодательствами определяется и минимальный возраст евродепутата: в большинстве стран кандидатам должно быть не меньше 18 лет, но в некоторых порог выше - 21 год. В нынешний IX созыв Европарламента прошел самый молодой в истории евродепутат - 21-летний датчанин из партии “зеленых”. При этом средний возраст евродепутатов последнего созыва на момент избрания - 49,5 лет, и со временем Европарламент молодеет (по итогам выборов 2014 года средний возраст евродепутатов был 53 года).
Вообще “текучка” депутатов в Европарламенте выше, чем в национальных законодательных органах. Обычное дело, когда в новом созыве больше половины депутатского корпуса обновляется. В результате выборов 2019 года сменилось больше 60% евродепутатов.
Женщин среди европарламентариев становится больше от созыва к созыву. В нынешнем IX созыве они занимают 41% мест. Кроме того, должность Председателя Европарламента с начала 2022 года занимает Роберта Метсола из Мальты, третья в истории женщина-председатель этого законодательного органа.
Некоторые национальные особенности сохраняются и в самом Европарламенте. “Официальные часы работы Европарламента - с 9.00 до 17.00, - рассказывает Петар Танев, - Но я знаю, что парламентарии из австрийской делегации начинают работать в 8.00, зато и закончить они могут пораньше”.
Каждый гражданин ЕС может избирать и быть избранным в Европарламент за пределами своей родной страны. В таком случае он действует согласно местной процедуре.
О законодательной инициативе
Госдума
В России Государственная дума, наряду с Советом Федерации, - главный инициатор законопроектов. Стоит отметить, что очень много законопроектов пишется в аппаратах комитетов Госдумы депутатами и штатными сотрудниками аппарата. На депутатах и профессиональных юристах лежит полный процесс разработки законопроекта - от идеи до принятия. “По тому, сколько законопроектов из предложенных депутатом были приняты, судят о его успехе, - рассказывает Иван. - Это вроде такого негласного KPI”.
Если депутату нравится законодательная инициатива коллеги, он может присоединиться в качестве инициатора. Считается, что чем больше у закона инициаторов, тем более он весомый. “Бывает, что законопроект подписывают депутаты всех фракций, зачастую абсолютное большинство, чтобы показать единство по определенным вопросам”, - рассказывает Иван.
Помимо прямых обращений Правительства идеи для будущих законопроектов депутаты могут почерпнуть из новостной повестки, экспертных советов, а порой из общения с прессой и обращений граждан. “Обращения избирателей, которые приходили на партийную почту, считались особым жанром. Очень часто люди писали о заговорах или прямо-таки магических способах решения всех проблем России. Но попадались и дельные идеи”, - продолжает Иван.
Кстати, исполнительная власть играет очень важную роль и в судьбе законов, инициированных парламентариями. После составления юридически выверенного текста законопроекта и его регистрации текст направляют в профильные ведомства исполнительной власти для получения отзыва. “Формально этот отзыв - один из многих факторов, который должен влиять на решение депутатов. Но на самом деле законопроекты с отрицательными отзывами не принимаются, за них просто никто не будет голосовать, - рассказывает Иван. - Однажды “мой” депутат выдвинул законопроект, по которому россияне могли бы держать дома оружие и использовать его для самообороны, если на территорию его собственности вторглись посторонние с явно недружественными намерениями. Толчком послужил очередной громкий случай: отца обвинили в преступлении за то, что он выстрелил из ружья по злоумышленнику, который угрожал ножом его сыну на его же участке. Тогда мы заручились поддержкой общественной организации “Право на оружие”, разных отдельных общественных деятелей, составили законопроект. Но МВД и Верховный суд дали отрицательные отзывы. Когда законопроект вернулся в профильный комитет, его не поддержали, и уже первое чтение законопроект ожидаемо не прошел”.
Европарламент
Одно из ключевых отличий Европарламента от национальных законодательных собраний большинства стран в том, что формально евродепутаты не обладают законодательной инициативой. Но депутат Европарламента может предложить Еврокомиссии разработать закон по конкретному вопросу.
"Однажды я разработал письмо с инициативой от имени моего депутата, - рассказывает Петар. - Я изучил процедуру принятия таких решений, разработал текст письма и заручился поддержкой коллег из Европарламента - депутатов и политических фракций. Собрал всего порядка 30 подписей. Это письмо мы отправили по официальным каналам Урсуле фон дер Ляйен [главе Еврокомиссии - примеч. ред.], Жозепу Боррелю [Верховному представителю ЕС по внешним связям, члену Еврокомиссии], Шарлю Мишелю [председателю Совета ЕС]. Мы получили ответ от главы Еврокомиссии, что это важная инициатива, но она, к сожалению, противоречит международным нормам. Тем не менее, эти предложения обсуждали на заседании Совета ЕС, где собираются главы стран-членов или министры по определенным профилям. И я знаю, что уже 4 страны ЕС поднимали ту же тему с объектами законопроекта от своего имени”.
О взаимодействии внутри фракции
Госдума
Подавляющее большинство депутатов распределяются по фракциям: в нынешнем созыве всего 2 депутата не входят ни в одну из 5 фракций.
“Многие одномандатники идут на выборы не сами, а от политической партии - так гораздо легче собрать необходимые подписи избирателей и вообще организовать предвыборные процессы. Попав в Думу, они автоматически приписываются к “своей” фракции. Остальные вправе примкнуть к любой фракции или остаться независимыми”, - поясняет Иван.
Внутрифракционные заседания проходят регулярно, на них обсуждаются как вопросы голосования, так и партийные вопросы, не связанные с законотворчеством.
“У нас примерно 30% времени уделялось законотворческой повестке: вырабатывалась позиция партии, обсуждались выдвинутые депутатами законопроекты. Остальные 70% времени в центре внимания была партийная работа. Например, депутаты отчитывались, о работе в “своих” регионах (за каждым депутатом закрепляется один или несколько регионов, интересы которого он представляет в Госдуме и за который он “отвечает” перед партийным руководством)”.
Европарламент
Так как евродепутаты происходят разнородных политических систем разных стран ЕС, в самом Европарламенте они делятся не по фракциям, а по политическим группам. Каждая группа объединяет депутатов со сходными политическими взглядами и повесткой, например, либералы, “зеленые”, консерваторы и так далее. Впрочем, фракции в обычном понимании - как часть партии, работающая в рамках парламента, - там тоже есть у достаточно крупных партий. Они, например, заведуют общим бюджетом.
“У нас есть недели, когда проходят мероприятия, связанные с политическими формациями, - рассказывает Петар. - На этих неделях обсуждаются вопросы, касающиеся определенной повестки, и вырабатываются рекомендации, как по ним голосовать. Иногда бывает консенсус, иногда ожесточенные споры и дебаты. Кажется, эти споры могут идти до бесконечности, но нам в конце концов все-таки надо будет выработать общую позицию. Это фиксируется в так называемом voting list - детальной рекомендации, как член политической группы может голосовать по тому или иному вопросу с конкретными пояснениями”.
Voting list носит рекомендательный характер, каждый евродепутат решает сам, как ему голосовать. Но обсуждение с соратниками позволяет ему взглянуть на вопрос с разных сторон.
Об общении с другими фракциями и нетворкинге
Госдума
“У депутатов обычно нет проблем с тем, чтобы выйти на связь с коллегами. Они регулярно видятся в зале заседаний. Помощники тоже совершенно спокойно могут зайти в кабинет нужного депутата и выяснить какой-то вопрос. Но вообще острой необходимости сотрудничать с коллегами из других фракций я не заметил”, - признается Иван.
Но в целом все зависит от депутата и его аффилиации. Например, депутат, у которого работал Иван, был связан с международным отделом фракции, поэтому он регулярно проводил встречи и мероприятия с участием иностранцев. Часто это были представители парламентских партий других стран или другие представители власти.
“Особое внимание обращали на то, чтобы все было учтено и "не ударить в грязь лицом", - вспоминает Иван. - Запомнились, например, встречи с представителями КНДР и необходимость следовать принятому политесу в отношении всех верховных лидеров страны. На одной из таких встреч даже читались восхваляющие стихотворения".
Европарламент
“Самый простой способ познакомиться с нужными людьми и узнать их позицию - нетворкинг”, - признается Петар. Европарламент регулярно спонсирует культурные мероприятия, которые проходят в представительствах разных стран ЕС в Брюсселе или в некоммерческих организациях. Да и в стенах самого Европарламента регулярно проходят неформальные встречи.
“Пожалуй, наибольшей популярностью пользуется формат коктейля, - продолжает Петар. - Потому что это отличная возможность и немного отдохнуть, и завести нужные знакомства”. Каждое такое мероприятие посвящено конкретному вопросу, например вхождению в ЕС балканских стран. Сначала выступает инициатор - для этого он и собирает коктейль. В таком формате он может презентовать итоги какого-либо исследования или переговоров. Потом следует сессия вопросов и ответов, а в конце свободное общение и легкие закуски. “В такой атмосфере легко заводить новые знакомства, все общаются со всеми, и никто не будет следить, с кем ты общаешься и почему”, - говорит Петар.
По его словам, инициатором неформального мероприятия может быть офис любого депутата или фракция целиком. Главное - обосновать, почему эта тема актуальна, как само мероприятие повлияет на имидж организатора и всей политической силы, которую он представляет. Если игра стоит свеч, на мероприятие выделяется партийное финансирование, и начинается подготовка. “Важна любая деталь, все должно быть организовано идеально, - делится Петар. - По таким мероприятиям судят по депутату, и если что-то пойдет не так, это будет большой удар по репутации. Если этот депутат не может справиться с организацией простого коктейля, стоит ли ему доверять в вопросах общеевропейского значения?”
Каждое такое мероприятие надо зарегистрировать в специальной службе Европейского парламента, которая внесет его в сетку мероприятий. Анонсы появляются на специальных электронных стендах, которые расставлены по всему зданию Европарламента в Брюсселе.