Интервью с Петаром Таневым, выпускником Еврошколы 2019, стажером в Европейском парламенте и аналитическом центре Wilfried Martens Centre.
— Петар, расскажи, где ты сейчас находишься.
— Вот прямо сейчас? Я в Брюсселе, Королевство Бельгия. А если точнее, то на работе, в think-tank Европейской народной партии – центре европейских исследований имени Вилфреда Мартенса (Wilfried Martens Centre).
— Как ты там оказался?
— Сначала, пожалуй, стоит сказать: я очень рад, что в поворотном для всех нас 2022 году успел закончить университет. Обучался я на программе бакалавриата РУДН по специальности международные отношения. Без диплома о высшем образовании я бы не устроился ни в один европейский институт.
Стажером в Европарламент меня пригласили от имени болгарского евродепутата Андрея Ковачева. Он увидел одно интервью со мной в качестве спикера. Тут еще стоит пояснить, что у меня двойное гражданство, и наполовину я болгарин.
Во время стажировки я четко понял, что хочу здесь остаться, но это ожидаемо непросто, тем более, что в следующем году будут выборы в Европарламент, и никаких свободных позиций нет. Так что я продолжаю быть стажером, но еще и работаю с Martens Centre.
— Wilfried Martens Centre связан с твоей стажировкой в Европарламенте?
— Да, тут вот как все устроено, если вкратце: W. Martens Centre – это аналитический центр Европейской народной партии (англ. European People's Party – EPP). Не путать с EPP Group – фракцией этой партии в самом Европейском парламенте. Фракция состоит из депутатов Европейской народной партии, но также там есть и независимые депутаты, и депутаты других партий. Андрей Ковачев – заместитель-председателя фракции ЕНП и глава болгарской делегации во фракции ЕНП в Европейском парламенте. Так что в качестве стажера я был помощников депутата, представляющего эту партию.
Кстати, в этом заключается принципиальное различие между двумя основными программами стажировки в Европарламенте – стажировкой Шумана и стажировкой при евродепутате. Стажеры программы Шумана политически не аффилированы, а у меня политическая принадлежность есть.
— Неужели тебе удается совмещать Martens Centre с Европарламентом?
— Да, но эти две деятельности очень тесно связаны. Я работаю в аналитическом центре партии и помогаю депутатам фракции той же партии в вопросах, где моя экспертиза релевантна. Пока что удается находить золотую середину.
Мероприятие обратной связи в рамках Конференции о будущем Европы 2 декабря 2022 года в Брюсселе |
— Что ты знал о Европарламенте до своей стажировки?
— Я знал только базовые вещи: как происходит принятие решений, как Европарламент функционирует, в общих чертах. Но изнутри это, конечно, интереснее. Например, я не знал о такой детали, как наличие теневых докладчиков кроме основных. Как проходят переговоры внутри партии, какие решения принимаются, множество тонкостей. Европарламент – это уникальная структура, ее ни с чем не сравнить.
— У тебя были какие-то особые ожидания?
— Были, но только от самого себя. Стажировки в первую очередь – это общение, нетворкинг, ты устанавливаешь связи, люди могут быть твоим перспективным кругом политического общения. Жаль, что многие люди этого не осознают. Они думают, что во время стажировки нужно только выполнять задания, которые им выдают, и не заводят никаких связей, просто потому что слишком скромны. Мне кажется, эту скромность нужно упразднить. Это одна из основных причин, почему у многих людей моего возраста нет связей и контактов.
Хотя я и сам до какого-то момента был довольно робким парнем, лет до 13. Потом понял, что людям важно понять, что ты от них хочешь, и они приветствуют открытость и инициативу. В таких структурах как Европарламент это особенно важно.
— На Еврошколах ты, кажется, был одним из самых младших участников?
— Кажется, да. Это было в 2019 году, в Великих Луках, и мне было 19 лет. Но там это не было важно. Я увидел информацию о Еврошколах в соцсетях, вник и понял, что это мероприятие от Представительства ЕС в России, и это то, что я хотел. Тогда мне достался диплом Best student, и в числе других лучших студентов я был приглашен на следующую сессию Еврошкол в Томск. Опять же, контакты, которые я тогда получил, были мне очень ценны. Один из моих друзей оттуда сейчас пишет книгу о современной истории России — очень серьезная ноша! Для меня это уникальное знакомство.
— Давай вернемся в Брюссель. Расскажи про свой типичный распорядок дня.
— В 8:55 я прихожу в Европарламент, в 9:00 проверяю неформальную депутатскую почту от газет или какие-то инфоматериалы. Потом иду в крыло делегации Европейской народной партии и смотрю формальную почту закрытого типа, где находятся письма от представителей европейских институций или, например, прислала письмо Роберта Метсола (президент Европейского парламента с января 2022 года — прим. редакции). Все забираю, иду в офис Болгарской делегации ЕНП, проверяю распорядок и повестку дня. Например, одна неделя может состоять из заседания определённого комитета (по вопросам прав человека, по внешней политике, по безопасности и т.д.), и я смотрю, какие документы нужно подготовить, чтобы разъяснить депутату основную повестку дня. Если есть вопросы в моей компетенции, я использую всю свою экспертизу, разъясняю депутату, что на заседаниях будут обсуждать, и что депутату можно было бы упомянуть в речи.
Есть недели, когда политическая фракция должна собраться, чтобы выработать общую фракционную позицию. В конце такой встречи (иногда после продолжительных горячих дебатов) получается voting list: свод рекомендаций по тому, как евродепутаты могут голосовать. Депутаты суверенны и могут в итоге проголосовать так, как посчитают нужным, но voting list разъясняет причины выбора определенной траектории.
Голосование происходит на пленарных сессиях, которые раз в месяц проходят в Страсбурге. Все перемещаются, значит и мне тоже нужно взять маленький чемодан, поехать на Центральный вокзал в Брюсселе и ждать красный поезд Thalys, который организовывается раз в месяц специально для евродепутатов и их помощников. Такого маршрута нет: из Брюсселя в Страсбург напрямую (поезд останавливается в Париже только для технического обслуживания, никто не выходит и не заходит).
На вокзале в Брюсселе перед чартерным поездом до Страсбурга | Внутри здания Европарламента в Страсбурге |
— У нас было интервью с выпускницей Еврошкол Ириной Кустовой, она работает в think-tank CEPS…
— О, да, CEPS — партнеры W. Martens Centre.
— Она рассказывала немного о жизни в Брюсселе, о ее высоком ритме. В пандемию все спряталось в онлайн-конференции, но остановиться не смогло. Как тебе жизнь вокруг Европарламента в Брюсселе?
— Могу сказать, что я приехал в Брюссель, когда почти никаких ограничений уже не было, в нормальные человеческие условия работы и общения. Все очень живо. Я быстро адаптировался — нельзя терять шанса. Мне настолько все интересно, и я чувствую себя счастливым, невероятно счастливым человеком, который может быть полезным, и вокруг много людей, которые мне полезны. Многие называют Брюссельский столичный регион баблом, пузырем, и в EU bubble все тесно связано.
— И от этого пузыря еще отходит тоннель в Страсбург...
— Да, точно!
— Удалось ли создать впечатление о Страсбурге?
— От самого города почти нет, а вот от работы – да. Там очень плотный график, всего 4 дня, и по приезду нужно сразу вливаться в работу. От тебя зависит доля принятия политических решений, и, если ты, например, не предоставишь материал, одного лишнего голоса не хватит, чтобы принять какое-то решение. Осознавая всю ответственность, нельзя терять ни минуты.
Ну и важно понимать, что в коридорах ты можешь встретить человека: премьер-министра, министра иностранных дел, даже президента или человека, который в будущем будет находиться в такой позиции — и никогда не пренебрегать этой возможностью общения.
Страсбург – место, где люди впитывают информацию. Впитывают и потом распространяют. Этот симбиоз скоротечен, но именно поэтому он эффективен, потому что люди эффективно используют свое время.
— Наверняка от Брюсселя у тебя больше “внерабочих” впечатлений.
— Да, например, в Брюсселе очень много хороших футбольных полей. В детстве я хотел заниматься футболом и здесь записался в местную футбольную команду.
И если мы говорим о хобби: в здании Поля-Анри Спаака (основное здание Европейского парламента, там находится 2-ой зал пленарных заседаний; 1-ый – в Страсбурге – прим. редакции) на -2 этаже стоит невероятный рояль. Я стараюсь после работы заглядывать туда и практиковаться. Охрана не всегда понимает, имею ли я право это делать, но они слышат красивую музыку, и это их успокаивает.
И, конечно, нельзя не упомянуть европейские четверги на Люксембургской площади. Площадь заполняется людьми, которые работают или стажируются в различных институтах Европейского союза, все ходят по барам или кофейням, такая массовая площадка нетворкинга. С нее стоит начать знакомство с политической жизнью европейских институтов. Это важно, потому что ты расширяешь свой кругозор. В таких местах через людей узнаешь, что есть очень много других институций: Европейская служба внешних связей, Еврокомиссия, Комитет регионов и т.д. Очень интересно видеть этот объем институционального ресурса, который имеет Евросоюз в Брюсселе.
Люксембургская площадь в четверг | Рояль в здании Поля-Анри Спаака |
— Среди всего многообразия институтов и позиций, в какой позиции ты хотел бы себя видеть?
— Пока я хочу сконцентрироваться на экспертной и лоббистской работе в рамках одной политической партии. Я не имею в виду конкретную партию. Я хочу, чтобы мои идеи и планы воплощались в политическую реальность. Большинство решений, принимаемых на уровне ЕС, действительно очень сильно зависит от помощников. Это ведь не принеси-подай. Это люди, которые занимаются политической экспертизой, помогают евродепутатам принимать решения и выносить их на фракционный уровень.
За свою стажировку я понял, какая здесь модель, и как можно повлиять на политические процессы. У меня уже появился конкретный опыт, где я разработал определенную политическую инициативу и повлиял на процесс принятия решений.
Я считаю, что нахожусь в достаточно уникальном положении: вырос в России и работаю с европейскими институтами, имея два гражданства. Я могу давать свою экспертизу, заниматься лоббированием, адвокацией и контрпропагандой, работая на благо демократических флангов моих двух родин, во имя общего мирного будущего.
Фото: Петар Танев